Примечательно, что ни на автосалоне в Детройте (там Forester впервые показался на публике — см. АР № 1, 1997), ни во Франкфурте, где был европейский дебют машины (см. АР № 18, 1997) не было практически никакой информации об ’идеологической направленности’ автомобиля. А приставленные к Леснику милые девушки-стендистки напоминали партизан из лагеря конкурентов: не слышали, не знаем, не ведаем...
И все же корреспондентам Авторевю удалось раздобыть материалы для служебного пользования, в которых японские боссы доступно разъясняют своим европейским дистрибьюторам, зачем же нужен Forester.
BEST OF THE BOTH
По замыслу производителей, Forester должен объединить в себе лучшие качества легкового автомобиля (комфорт, высокую динамику, экономичность, управляемость) и достоинства внедорожников (проходимость, прочный и жесткий кузов, высокую посадку для лучшего обзора, безопасность при боковом столкновении). Эту идею назвали Best of The Both, то есть ’взять лучшее от одного и от другого’.
Под маркой Subaru всегда делали только легковые машины, и немудрено, что Forester создан на базе модели Impreza: те же, в принципе, подвески колес, оппозитный 4-цилиндровый мотор и полноприводная трансмиссия с вискомуфтой. Зато кузов полностью новый. Среди главных конкурентов Лесника названы Toyota RAV4, Honda CR-V, Mitsubishi Space Runner и Space Wagon.
В САПОГАХ И УНИФОРМЕ
Лесник снял наглаженный костюм легкового автомобиля, скинул лакированные шоссейные ’туфли’, а взамен натянул рабочую униформу и болотные ’сапоги’. И хотя до настоящего внедорожника Forester еще не дотягивает, это уже и не легковой универсал — так, что-то среднее. Мы бы сказали, что это полноприводный универсал повышенной вместимости.
Если мысленно провести горизонтальную разделительную черту на уровне ручек дверей, то получится следующее. Сверху окажется ’легковая’ половинка — словно заимствованная у какого-нибудь универсала. А внизу — ’внедорожная’ часть, с большими колесами Bridgestone Dueler H/T 205/70 R15, боковыми накладками на кузове, ’дутыми’ арками колес и большими бамперами. И впрямь, симбиоз внедорожника и легковой машины.
В облике Лесника нет и намека на изысканность или элегантность. Но ему это, скорей всего, и не нужно. Этакий крепкий, правильный мужик, без излишеств. Словом, работяга.Поскольку Forester ориентирован прежде всего на американский рынок, при разработке машины экономили везде, где только можно, — янки не привыкли платить за автомобиль большие деньги. У нас осталось впечатление, что над интерьером работали два по-своему талантливых человека. Один творил, придумывал, а второй с калькулятором в руках отметал подальше наиболее интересные, а значит, и дорогие идеи. Лишь иногда ’счетовод’ отвлекался, и тогда творец успевал протолкнуть что-нибудь свеженькое, необычное.
В итоге получился предельно строгий интерьер. В отделке салона изобилует недорогая пластмасса серых тонов, невзрачную традиционность которой не могут освежить ни пестрый рисунок обивки сидений, ни тканевые вставки на панелях дверей. И хотя эргономика на высоком уровне (хорошо читаемая панель приборов, удобный руль, хороший рычаг автоматической КПП, ’правильные’ педали, понятный алгоритм управления отопителем и кондиционером), а каждая деталь сделана с высоким качеством, при этом во всем чувствуется своеобразный ’пластмассовый’ привкус.
На этом фоне расточительной роскошью смотрятся кнопки электроподогрева сидений и щеток стеклоочистителей, регулировки наружных зеркал и света фар, а также переключатель режима ’зимнего трогания с места’. Похоже, и здесь поработал принцип Best of The Both.
Усаживаясь на переднее сиденье, сразу замечаешь, как много места над головой: здесь можно и в шляпе сидеть.
Поднимаешь голову вверх и... Завороженно смотришь на потолок! В крышу Лесника вмонтирован сдвижной люк гигантских размеров — давненько мы такого не встречали. Рука сама тянется к кнопке электропривода, и через несколько секунд полкрыши как не бывало. Да-а, такой люк вполне может сгодиться на роль шестой двери. А если серьезно, то и лесники, и охотники, и дачники по достоинству оценят такой сюрприз.
Водительское сиденье оставило двоякое впечатление. Оно снабжено четырьмя механическими регулировками, но добиться идеальной посадки так и не удалось. Подвела ступенчатая регулировка угла наклона спинки и ограниченный диапазон ее перемещений. Попытка поставить спинку чуть вертикальнее кончается провалом: максимальный вертикальный угол обеспечивает удобную посадку лишь ’длинноруким’ водителям.
Пока экспериментировали со спинкой, заметили на ее боковине надпись Air-bag: четыре подушки (две фронтальные и две боковые) входят в серийное оснащение. Это сильно.
Очень понравились откидные подлокотники. Несмотря на маленькие размеры, они оказались вполне удобными. Еще больше приглянулись кармашки и ящички для всякой мелочи, которые в изобилии разбросаны по всему салону. Например, под полом багажника, где покоится полноразмерное запасное колесо, расположены аж три ящика, в одном из которых можно хранить даже длинные зонтики.
Доступ в багажник объемом 409 литров открывает подъемная дверь. Если сложить разрезную спинку заднего сиденья, то объем багажного отсека увеличится до полутора кубометров — меньше, чем у Legacy S.W. (1710 л), но больше, чем у универсала Impreza (1280 л). Кстати, пол при складывании сиденья получается абсолютно ровным.
В целом мы бы оценили салон так: в меру удобный, в меру практичный, в меру вместительный.
СПОРТСМЕНЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Говорят, лесники народ выносливый. Наш Лесник тоже не лыком шит. Еще осенью прошлого года Forester получил в FIA омологацию по группе T1. После чего установил на трассе в Индианаполисе новый мировой рекорд в 24-часовом заезде нон-стоп. Останавливаясь только для смены водителей, заправки, проверки давления в шинах и долива масла, автомобиль показал среднюю скорость 180,082 км/ч.
Увы, Москва скоростными трассами пока не богата, — и проверить это высокое достижение у нас возможности нет. Зато московские дороги лучше любого полигона позволяют оценить работу подвески колес. И здесь Forester оказался на высоте.Чуть жестковатая на мелких неровностях подвеска великолепно справляется с кочками и ухабами. При этом нет и намека на раскачку кузова. К хорошему привыкаешь быстро. И вскоре мы перестали слишком пристально следить за качеством дорожного покрытия.
В салоне удивительно тихо! Например, во время остановок мы несколько раз пытались запустить уже работающий двигатель. (Не помогла даже стрелка тахометра, которая ’окаменела’ на отметке 800 об/мин.) Мотора почти не слышно и при умеренном разгоне. Если же продавить педаль до срабатывания режима kick-down, то двигатель отзовется не самым приятным, слегка дребезжащим звуком.
Не досаждают и другие шумы. Так, при скорости 110—120 км/ч появляются неизбежные аэродинамические посвистывания — это угловатый кузов продирается сквозь воздушную преграду. Кроме того, на большой скорости заметный шумовой фон создают могучие шины и многовальная трансмиссия. Но эти звуки хорошо завуалированы и раздаются как будто издалека. С другой стороны, ни на минуту не покидало ощущение, что управляешь большой и тяжелой машиной. В первую очередь из-за запаздываний в отликах Лесника на действия рулевым колесом. Помнится, на Subaru Legacy Outback с такими же большими шинами и внедорожной ’идеологией’ мы подобной лености не наблюдали.
В остальном Forester оказался неплох. От своих собратьев он унаследовал хорошую обратную связь в рулевом механизме, которую обеспечивает удачно настроенный гидроусилитель. Водитель прекрасно ’чувствует’ дорогу и может контролировать момент срыва колес в скольжение. И это очень важно, поскольку на ровной дороге ’зубастые’ покрышки уступают по сцепным свойствам обычным легковым шинам — за ’внедорожность’ приходится расплачиваться на хороших дорогах. Так что до крайностей лучше не доводить: в быстром повороте, когда достигнут предел надежного сцепления шин с дорогой, автомобиль стремится выскользнуть наружу поворота и почти не реагирует на изменение подачи топлива. Поэтому лучше ехать спокойно, с достоинством. К такому выводу подталкивает и двигатель.
В принципе, 4-цилиндровый оппозитный мотор мощностью 122 л. с. вкупе с автоматической КПП неплохо справляется со своей работой. Однако ноша ему досталась тяжелая — снаряженный автомобиль весит почти полторы тонны. Поэтому говорить о ’спортивности’ и впечатляющей динамике Лесника не приходится.
Вызвала нарекания и автоматическая трансмиссия. В спокойных режимах движения Forester четко реагирует на манипуляции педалью акселератора. А при интенсивном ускорении появляется какая-то надрывность. Стоит чуть сильнее надавить на педаль газа (до режима kick-down еще далеко), трансмиссия тут же задумывается, освобождая мотор от его ’прямых’ обязанностей, и лишь через секунду включается пониженная передача. Двигатель начинает натужно рычать, но Forester разгоняется плавно и размеренно.
Если чуть сбросить ’газ’, вновь включается высшая передача, и темп разгона становится еще более вялым.
Создается впечатление, что силовой агрегат не загружен и на половину своих возможностей из-за того, что трансмиссия постоянно вмешивается в его работу. Причем такая картина наблюдается и в городе, и на открытых шоссе. Это тем обиднее, что испытывая недавно Legacy Outback (см. АР № 11, 1997), мы были удивлены быстрой и четкой работой автоматической трансмиссии.
Впрочем, для любителей быстрой езды есть небольшое утешение: в будущем году Forester будет поставляться с мощным турбомотором. А вот к тормозам претензий никаких. Удобное перемещение педали, хорошая обратная связь и позднее, не мешающее водителю вмешательство АБС. Не придерешься.
ПО ЛЕСНЫМ ТРОПАМ
Поколесив по городским и загородным магистралям, мы свернули на полузаброшенную, разбитую трассу у опушки леса. Скажем сразу: в размытую ранними осенними дождями грязь Forester передним бампером не ударил и неплохо штурмовал крутые холмы и ложбины.
Быстренько обернув здоровенные колеса толстым-толстым слоем раскисшей глины, Forester уверенно продвигался по буеракам. Еще какое-то время мы осторожничали, старательно объезжая раскисшие ямы и ’джиповскую’ колею. Затем осмелели и остерегались лишь откровенно опасных мест. Большой дорожный просвет (190 мм) и вискомуфта, которая работает в качестве межосевого дифференциала (как на модели Impreza), вселяли уверенность. В штатных режимах движения эта муфта распределяет крутящий момент поровну между передними и задними колесами. Если пробуксовывают задние колеса, вискомуфта тут же перебрасывает крутящий момент на передние. И наоборот.
Конечно, вискомуфта не решает всех проблем. Не поможет она и в случае диагонального вывешивания колес: повисшие колеса начинают беспомощно вращаться в воздухе или рыть себе яму. В такой ситуации могут выручить лишь короткая база, демультипликатор, блокировка дифференциалов и большие хода подвески. А это удел ’взрослых’, породистых джипов.
Впрочем, Forester с механической КПП имеет демультипликатор с передаточным отношением 1,45 — очевидно, на бездорожье это поможет.
КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА
Вернувшись домой, мы долго думали, кто окажется среди клиентов Лесника? С американцами все ясно: найдется немало остепенившихся людей в возрасте 40—50 лет, которым уже надоело очаровывать девчонок с помощью красивых машин. Им нужно ездить по городу, а на выходные навестить престарелых родителей, которые живут в ’кантри’. При этом ни проливной дождь, ни снегопад, ни колея фермерского трактора не застанут их врасплох.
А у нас? В России, видимо, найдутся покупатели и среди людей в возрасте, и среди молодых плейбоев. И в этом Леснику помогут наши плохие дороги, долгая зима и... дачи новых и старых русских. Неброскую машину можно без боязни оставлять под окнами (кто позарится?), недорогую пластмассовую обивку салона трудно испачкать, но легко вымыть, а отработанная годами конструкция (мотор —трансмиссия — ходовая часть) вряд ли доставит много хлопот будущему владельцу. Большую роль сыграет и цена. В России Forester в с автоматической трансмиссией будет стоить около $39000. Модификация с механической КПП — $38000. Это чуть дороже, чем Impreza, но тысяч на пять дешевле, чем Legacy Outback. Сейчас Forester проходит омологацию, а дилеры уже завозят новые машины. Полку Лесников прибывает.