Небольшая прибавка мощности позволила сократить время разгона 0–100 км/ч до 6,6 с. А максималку увеличить до 247 км/ч.
И мне тридцать пять. Смотрю на самый первый Golf GTI и понимаю, что, наверное это немало. Он угловатый и, несмотря на опеку заводских музейщиков, пахнет старостью внутри. Поездить на праотце всех хот-хэтчей не дают. Журналисты уже доломали одну из двух машин, приготовленных для мероприятия, так что исправную поставили на якорь. Зато юбилейная версия «шестого» Гольфа GTI — Edition 35 — доступна сразу в нескольких вариантах: с трёх- и пятидверным кузовом, с «механикой» и DSG. Нынешний GTI ещё не попадал мне в руки. Праздник — повод для знакомства.
Жуткий автомобиль! Покупаешь такой — и у тебя всё есть. И тошнотворный в своей систематизированной правильности семейный хэтчбек Volkswagen Golf с фантастическими сиденьями, дорогим пластиком, климат-контролем да умной навигацией. И 235-сильныйтурбомотор, способный поднять всё это барахло за 6,6 с до 100 км/ч и волочь на себе до 247. Причём двигатель не аудюшный, как у стандартного «шестого» Гольфа GTI, а свой, фольксвагеновский, от нынешнего полноприводника Golf R. Только дефорсированный. Тем не менее у «тридцать пятого» остался соблазнительный подхват на высоких оборотах, после пяти тысяч.
А ведь планировалось продать всего 5000 автомобилей Golf GTI в качестве эксперимента, который вылился в почти два миллиона машин шести поколений.
Так ли далеко ушёл Volkswagen Golf от своих корней? И, кстати, что там говорят про «классическую клетчатую обивку кресел»? Была и такая вот, развесёлая в полоску.
При этом Volkswagen такой тихий, шумоизолированный. С передним пассажиром водитель переговаривается без напряжения, лишь изредка дважды повторяя что-то заднему. После 160км/ч. Подвеска, правда, жестковата. Не жёстче, чем у «пятого» Гольфа GTI, но пики вертикальных ускорений не удаётся разгладить, даже если перевести адаптивные амортизаторы в комфортный режим. Впрочем, иначе не добиться от машины такой отзывчивости на отклонение руля.
Golf одинаково хорош и на автобанах, и на европейских извилистых B-roads... Не только задние фонари светодиодные, но и подсветка номерного знака.
Баранка пустовата в нуле ровно настолько, чтобы идентифицировать электроусилитель. Не загрязняя эфир искусственным стабилизирующим действием, привод позволяет держаться в левом ряду автобана одной левой. На второстепенных дорожках совершенно отсутствуют запаздывания при смене курса, хотя отклики парадоксально неостры. Быстрые повороты Golf прокатывает с несвойственной переднеприводникам нейтральностью, позволяя рано переходить на газ.
Если бы не феноменально удобные сиденья, GTI сошёл бы внутри за обычный Golf. Стрелка тахометра доходит почти до отметки семь тысяч оборотов, и последняя треть этого путешествия протекает теперь особенно живо.
Штрихи к портрету юбиляра. Цвета кузова могут меняться, но чёрно-красные акценты в интерьере остаются неизменными. Как и чёрные элементы внешнего декора.
Даже звук двигателя, которого как бы нет, есть. И настроение в нём есть. А выпуск под сброс газа забавно бумкает, словно сабвуфер в багажнике. Тихо-тихо, но это заставляет улыбнуться. И немцы улыбаются: это побочный эффект — акустики ничего подобного не планировали, но раз случайно вышло, решили оставить. Если тормозить двигателем, выдерживая определённое положение дросселя, то можно устроить себе едва слышимую мини-дискотеку. Пумм-бумм-пумм-умм... I’m totally addicted to bass.
Крутящего момента в 300 Н•м (против 280 у просто GTI) вполне достаточно, чтобы преодолеть упрямство шин Continental SportContact 2 на ведущих колёсах. Но электронная имитация блокировки XDS всегда готова пресечь пробуксовку тормозами. Чтобы такое вмешательство не казалось навязчивым, надо работать рулём в минимальных углах.
По настройкам шасси версия Edition 35 — просто GTI. Хочется более заметной разницы между комфортным и спортивным режимами электронноуправляемых амортизаторов. Причём пассажирам нужно, чтобы самый мягкий был ещё мягче.
Любопытно, что на автомобиле с DSG мотор кажется более отзывчивым. А во всём виноват не очень совершенный привод сцепления и средненький, для эталонного хот-хэтча, механизм переключения ручной коробки. Пока отработает рычаг, пока нога выберет метровый ход педали, внимание водителя уже рассеяно. «Преселективка» с двумя сцеплениями, может быть, и неидеальна, но фокусирует меня именно на работе акселератором. При наличии 25 дополнительных «лошадей» в верхнем диапазоне это доставляет удовольствие.
Несмотря на нарядный вид с фамильными вмятинками на набалдашнике, рычаг «механики» не лучший друг водителя в этой машине. Селектор DSG оформлен в той же стилистике и так же соседствует с клавишами деактивации ESP, выбора режимов амортизаторов и включения парковочной автоматики.
К 35-летию Golf GTI получил от дизайнеров легкосплавные 18-дюймовые диски Watkins Glen, названные в честь американской гоночной трассы. А вот маркетологи рискуют опоздать с поздравлениями: в России машина появится только к концу года. Сейчас в Германии Edition 35 стоит на 6400 евро дешевле, чем Golf R, и на 3150 евро дороже, чем обычный GTI, за который в России просят минимум 1 114 000 рублей.
Если уж из всех хот-хэтчей на рынке вы решили выбрать уравновешенный во всех отношениях Golf, то незазорно заказать Edition 35 с «роботом». Чего уж — таким и должен быть современный GTI. Мы уже смирились с тем, что культовые автомобили подружились с преселективной коробкой: Mitsubishi Evo X, Nissan GT-R, Porsche 911 Turbo, Ferrari 458... Вопрос в том, как будет дальше развиваться подвид GTI. Честно говоря, эта версия Edition 35 так хороша, что напоминает прощальную. Не хотелось бы. Надо скорее задуть свечи на торте, пожелать крепкого здоровья и заставить немцев загадать смелое желание.
Паспортные данные
Volkswagen Golf | GTI Edition 35 |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/5 или 3/5 |
Длина, мм | 4213 |
Ширина, мм | 1779 |
Высота, мм | 1460 |
Колёсная база, мм | 2578 |
Колея передняя/задняя, мм | 1533/1514 |
Снаряжённая масса, кг | 1401 (1420)* |
Полная масса, кг | 1890 (1910) |
Объём багажника, л | 350–1305 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1984 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 235/5500–6300 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 300/2200–5500 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | механическая шестиступенчатая (роботизированная шестиступенчатая) |
Привод | передний |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые |
Шины | 225/40 R18 |
Дорожный просвет | 140 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 247 (246) |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 6,6 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 10,9 (10,7) |
— загородный цикл | 6,4 |
— смешанный цикл | 8,1 (8,0) |
Норма токсичности | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 |
Топливо | АИ-95 |
* В скобках данные версии с «роботом». |
Техника
Оказывается, уже лет пять мотористы марки Volkswagen отвечают в концерне за разработку только двигателей 1.2, 1.4 и 1.6. А моторами большего объёма занимаются инженеры Audi. Доводке стандартного для «шестого» Гольфа GTI аудюшного турбомотора EA888 в Фольфсбурге предпочли менее затратную дефорсировку старой 152-килограммовой «четвёрки» EA113, всё ещё используемой на R-версии. Давление наддува снизили с 1,2 бара до 0,9, получив 235 сил вместо 270. Если бы нам предоставили график внешней скоростной характеристики «сдутой» модификации, то там обнаружились бы сразу две характерные полки: и у кривой момента (в диапазоне 2200–5500 об/мин),и у кривой мощности (5500–6300). А главным достижением немцы считают паспортный расход в сертификационном цикле — 8,0 л/100 км для версии с DSG. Причём GTI может потреблять и АИ-95.Однако, как водится, заявленные показатели расхода не имеют никакого отношения к режиму «педаль в полу» — тут каждый цилиндр ест за четверых.
Golf GTI делают таковым прежде всего настройки шасси. Архитектурно тут всё, как у обычного Гольфа, но характеристики эластичных соединений адаптированы, использованы более жёсткие пружины, амортизаторы и стабилизаторы. Меньше клиренс: на 22 мм спереди и на 15 мм сзади. В случае использования электронноуправляемых амортизаторов Monroe (на схеме), GTI обрастает дополнительными нервными окончаниями датчиков.
История
Основатель класса хот-хэтчей — оригинальный Golf GTI. Под капотом — «четвёрка» 1.6 с системой механического впрыска, разработанная инженерами Audi под началом Фердинанда Пиха для модели Audi 80 GTE. По тем временам 182 км/ч максимальной скорости и 9,1 с до сотни были отменными показателями. Первоначально планировалось выпустить ограниченную серию всего из пяти тысяч экземпляров, но реальные продажи исчислялись другими порядками!
Второе поколение вышло на рынок в 1984-м. Новый двигатель объёмом 1,8 л развивал 112 л.с. Выросшая масса ухудшила разгонную динамику: 0–100 км/ч — за 9,7 с. Хотя потолок вырос до 186 км/ч. Через три года хэтчбек получил новый 139-сильный мотор и АБС. А в 1989-м на базе GTI вышла модификация G60 со 160-сильным «компрессорным» мотором. Последний год производства ознаменовался выпуском миллионной версии GTI.
«Третий» Golf GTI (1991–1998) вначале не мог похвастать выдающимися показателями. C мотора 2.0 были сняты скромные 115 л.с. Но спустя пару лет переход на 16-клапанную схему позволил увеличить отдачу до 150 сил. С таким «сердцем» машина развивала 215 км/ч и преодолевала отметку 100 км/чза 8,7 с.
В четвёртом поколении (1998–2004) понятие GTI выродилось в обозначение комплектации. Golf GTI мог быть 115- и 125-сильным (с «атмосферниками» 2.0 и 1.8), а с наддувом — 150- и даже180-сильным. Был даже дизельный GTI 1.9 (115 л.с.). Среднеарифметический 150-сильный GTI тратил на разгон до сотни восемь секунд и развивал 216 км/ч.
Знакомый нам не понаслышке Golf GTI образца 2004 года должен был вернуть понятие GTI к истокам — и машину встретили на ура. Такой прессы не удостаивался ни один Volkswagen последних лет — журналисты расхваливали машину пятого поколения на все лады. Новое шасси с задней многорычажкой отлично подошло двухлитровой «турбочетвёрке» семейства EA113, развивающей 200 л.с. и 280 Н•м. На выбор предлагались шестиступенчатая «механика» или шестидиапазонный «робот» DSG с двумя сцеплениями. В первом случае хэтчбек достигал 100 км/ч за 7,2 с и развивал 235 км/ч,а во втором — за 6,9 с при потолке 233 км/ч.
«Шестой» GTI дебютировал на Парижском мотор-шоу в сентябре 2008 года. Исторический круг замкнулся: GTI снова получил мотор, разработанный Audi: 210-сильную «четвёрку» 2.0 серии EA888 (280 Н•м) с турбокомпрессором BorgWarner K03 и непосредственным впрыском топлива. Версия с шестиступенчатой «механикой» разгоняется до 100 км/ч за 7,2 с, а с «роботом» DSG — за 6,9. Максималка — 238 км/ч. Выпуск автомобиля налажен на заводе в Вольфсбурге.