Автомобильные новости » Mini
Ищем смысл в существовании трёхдверки Mini Coupe
Июнь 10, 2013
Ищем смысл в существовании трёхдверки Mini Coupe

Для контраста нам показали две наддувные версии: дизельную Cooper SD (143 л.с.) и топ-модель Cooper S John Cooper Works (211 сил). Обе особенны только странным дизайном.

Скажу как ярый сторонник идеи возрождения марки под крылом BMW: Mini — жертва собственного успеха. Ретро-кар образца 2001 года баварцы делали практически для себя, сообразно с собственными представлениями о добре и зле. Получилось великолепно: остро, честно, увлекательно. Хотя местами дёшево и не очень надёжно. Вторая генерация — имени Его величества потребителя. Бренд MINI стал модным и по-настоящему массовым (два миллиона машин за десять лет!), а массовый спрос и артхаус — вещи несовместимые. Воля клиента — закон. Пожелания сформулированы, учтены, и обратной дороги нет. Mini Coupe — номинально самый спортивный автомобиль марки — ещё одно тому подтверждение.

А заявка была многообещающей. Премьерными подмостками для Coupe стала гонка «24 часа Нюрбургринга». Едва освободившись от тестового камуфляжа, машина сразу предстала перед публикой в каркасе безопасности, с антикрылом во всю задницу и на слике. Как какой-нибудьLexus LFA... И даже добралась до финиша, пусть и не в первых рядах. Но выясняется, что всё это реклама. В дорожном Coupe спорта столько же, сколько изящества. Нет, в самом виде, что за вид? Или кепка с полосками кого угодно превращает в гопника? 

Где твой Серый волк, сутулая Красная шапочка? Кризис какой-то у дизайнеров Mini.

Coupe — не купе никакое, а хэтчбек. Трёхобъёмность кузова видимая: большая увесистая дверь открывает проём в 280-литровый багажник. Но главное — Coupe крайне сложно всерьёз воспринимать как самоценный продукт, потому что это лишь второстепенная часть проекта, который немцы называют «оксфордскими близнецами». Помимо Coupe в Оксфорде будет выпускаться родстер с мягкой складной крышей. Эффектный, потенциально успешный автомобиль, который будет конкурировать, например, с Маздой MX-5. Его запустят в серию в 2012 году. Именно открытая машина является главной в тандеме. Она более требовательна в вопросе жёсткости кузова. Ради неё основой для «близнецов» выбрали самую тяжёлую модель Mini — кабриолет. От него новичкам достались и усиленный пол, и пороги из более толстой стали, а задний ряд сидений заменён поперечным усилителем... Поскольку Coupe максимально унифицировано с родстером по производственным соображениям, то вынуждено таскать и весь этот лишний вес. В результате якобы спортивная версия на 25 кг тяжелее обычного хэтчбека с эквивалентным силовым агрегатом! 

Салон Coupe разделён поперечным усилителем, в котором, как говорят немцы, даже нет особой нужды. Закрытый кузов и без того достаточно жёсткий. В перегородке проделана «собачья дверца», которая открывается из салона. Якобы чтобы можно было достать что-нибудь из 280-литровогобагажника. А это, между прочим, больше, чем у универсала Clubman. Однако пол здесь — со ступенькой.

И в чём тогда идея подобной машины, зачем она нужна? Кажется, даже сами немцы плохо представляют себе её целевую аудиторию. Только отшучиваются: «Настоящий энтузиаст Mini купит обе машины». Правда? Я бы вот предпочёл трансформер с жёсткой крышей. На худой конец обошёлся бы честным родстером и зимним съёмным верхом в придачу, как, например, у Z4 предыдущего поколения. Баварцы, по-моему, просто продолжают «сегментировать сегментированное», минимизируя затраты на разработку. Надо же наращивать мощности оксфордской фабрики, в модернизацию которой вложено 500 миллионов фунтов стерлингов...

 

Интерьером Coupe не отличается от хэтчбека. Не дорогой, но качественный салон c затейливым дизайном. С ноября на Mini будут устанавливаться за доплату ковши Recaro — более цепкие, чем стандартные кресла, но всё же широковатые для худощавого водителя.

В движении, положим, разница в массе Coupe по сравнению с нормальным Mini не ощущается. Это и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, Coupe едет не хуже, с другой — принципиально не лучше. Ну крены чуть меньше, ну в маленьком салоне тише... Не знаю, как вы, а я после появления Coupe на Нюрбургринге ждал, что оно будет чем-то экстремально-облегчённым. Элитным, супердрайверским. Шагом к Mini предыдущего поколения. Теплилась надежда, что у нелепой внешности должно быть какое-то функциональное оправдание. Ничуть. На деле — та же жвачка, только скатана колбаской. Если заглянуть в паспортные данные, вообще непонятно, чем вызвано незначительное улучшение динамических характеристик: мощность прежняя, передаточный ряд тот же, а масса выше... Можно предположить, что Coupe быстрее простой трёхдверки исключительно на бумаге. Но немцы уверяют, что это заслуга лучшей аэродинамики. Недаром лобовое стекло завалено на 13°...

 

По паспорту Cooper S Coupe John Cooper Works разгоняется с места до 100 км/ч за 6,4 с — на одну десятую быстрее стандартного хэтчбека JCW. Для наддувного мотора «четвёрка» 1.6 серии Prince неплохо откликается на подачу топлива, но только если нажать кнопку Sport на центральной консоли. В противном случае реакции вяловаты. Та же кнопка утяжеляет руль и заставляет выпуск звучать более агрессивно.

На затылке крыши горбик-спойлер. На крышке багажника автоматически выдвигающееся антикрыло — первое в модельной линейке концерна BMW. Само антикрылышко развивает незначительную прижимную силу, около 10 кг на 240 км/ч. Но оно так успешно оптимизирует поток вдоль всей задней части, что в результате на ось давят уже 40 кг... На бывшем военном аэродроме под Мюнхеном для нас выгородили незатейливую трассу, и на гигантском слаломе, где скорость доходит до 200 км/ч, Coupe действительно стабильно. Но суперзмейка заканчивается поворотом под третью передачу, и на торможении машина с тяжёлым передком (развесовка в статике почти 58:42) моментально уходит в занос.

 

Антикрыло наиболее эффективно после 120 км/ч. Но если поднимать его только по делу, тогда дисциплинированный европейский водитель не будет его видеть. А как же спортивность... Поэтому оно вылезает на 80 км/ч, дабы помаячить в зеркале заднего вида. После 55 прячется на место.

Mini в скольжении! Этому можно бы порадоваться, если б на остальной части трассы Coupe не вело себя практически как обычный хэтч. Не заставляло бы снимать ногу с газа в самой медленной шпильке, помышляя о ручнике, не подбуксовывало бы где-то разгруженным колесом на мокрой змейке... Механической блокировки дифференциала нет даже у самой мощной версии Cooper S John Cooper Works. Ибо клиент в своё время велел отказаться от неё, чтоб не дёргала, подлая, руль. И отказались. Её роль посильно выполняет система стабилизации, выборочно орудуя тормозами. Но на треке её нельзя воспринимать всерьёз. Наиболее продвинутый режим DTC отправляет меня в траву в том самом шибко скоростном повороте: стремясь предотвратить вполне безобидное скольжение, электроника пытается тормозить, но на влажном асфальте это уводит машину на более широкий радиус...

 

Версия JCW ближе к тому, каким хотелось бы видеть Coupe. Но и это компромисс. Лёгок руль, невелики усилия на педалях. Механической блокировки дифференциала здесь нет, только электронная имитация. Поэтому с тягой надо быть деликатным: либо буксуешь, либо ждёшь, пока трекшн-контроль ослабит хватку. Усилие на руле синтетическое — никакого сравнения с Mini предыдущего поколения.

Реакции на управляющие действия быстры, но по скорости откликов накачанный Cooper S JCW на хороших шинах Continental SportContact3 убедительной размерности 205/45 R17 не сравнить с самым обычным Купером прежнего поколения. Усилие на руле искусственно, особенно в околонулевой зоне. Только на очень высокой скорости баранка Mini становится достаточно честной. Зато плавность хода, как ни странно, приемлема. Общие жёсткие настройки шасси позволили сделать амортизаторы податливыми при небольших перемещениях штока. Мелочь Coupe не замечает, но как что покрупнее подворачивается — содрогается от сильного удара.

 

Горбун силён? Cooper SD не шибко расторопен. До 100 км/ч он даже по паспорту разгоняется почти за восемь секунд, а с «автоматом» и того дольше. Субъективно он совершенно неспортивен, но неплох в дальней дороге. Его тоже собираются продавать в России.

Дизельная модификация Cooper SD на 16-дюймовых шинах Bridgestone Turanza — та ещё комфортнее. Но управляемость совсем без изюминки. Динамика не то чтобы посредственна, но обращает на себя внимание только при ускорениях с ходу, когда 305 Н•м момента имеют значение. Однако рабочий диапазон дизеля узок — 2300-4000 об/мин. Звук прост. Хотя в Европе143-сильные версии Cooper SD в разных кузовах популярны, даже в Россию собираются поставлять. Но разве таким должен быть Mini? Бензиновая машина JCW хотя бы полегче, построже настроена. По природе своей она тоже до мозга костей компромиссна, но в ней хотя бы спать не хочется. А дизельное купе — это просто странный двухместный автомобиль с относительно большим багажником. Спросить бы местных пенсионеров, отчего они водят хороводы вокруг моей машины, да не знаю немецкого...

 

Bridgestone Turanza на Купере SD — вполне заурядные шины, особенно размерностью 195/55 R16. Они неплохо держат дорогу и обеспечивают достаточно быстрые реакции. Но лишь для того, чтобы управление автомобилем оставалось понятным. О высоком качестве обратной связи речи не идёт.

Мне непонятно, почему Coupe выпустили на рынок раньше родстера. У трёхдверки нет ни харизмы первопроходца, ни собственной философии. Ни гроша за душой, кроме пресловутого эффекта новизны. По всем понятиям удел такой безыдейной машины — оставаться в тени и тихо появиться под конец для поддержания интереса к стареющему родстеру... Или именно поэтому Coupe начинает, что с выходом отрытой машины рискует остаться не у дел? Помните, как незаметно промелькнуло BMW Z4 Coupe? А машина-то была не в пример элегантнее...

 

Передок версии Cooper S JCW всего на 10 кг легче, чем у дизельного Купера SD. Современный Mini — не тот автомобиль, который позволяет реально прочувствовать подобные нюансы. Он слишком стабильный, слишком серьёзный... У самого мощного Coupe достаточно эффективные и выносливые тормоза.

Ладно, допустим, потребитель заглотил блесну странной формы со спортивным запахом просто из любопытства. Но не стоит ждать того же от прессы. Я лучше отдал бы эту публикацию родстеру по праву — как первичному и более перспективному продукту. А так возвращаться к «оксфордским близнецам» — только повторяться. Жаль, что они начали с фальстарта. Впрочем, я знаю, что кое-кто в BMW ещё мечтает сделать этот кургузый автомобильпо-настоящему особенным. Боюсь, время авторских работ ушло, да и материал не шибко благодатен, но буду рад ошибиться. Если из Coupe вдруг созреет та машина, которую баварцы сделают лично для себя, то это, пожалуй, снимет вопрос о смысле его существования. 

 

Паспортные данные

 

MINI CoupeCooperCooper SJohn Cooper WorksCooper SD
Кузов
Тип кузова купе купе купе купе
Число дверей/мест 2/2 2/2 2/2 2/2
Длина, мм 3728 3734 3734 3734
Ширина, мм 1683 1683 1683 1683
Высота, мм 1378 1384 1384 1384
Колёсная база, мм 2467 2467 2467 2467
Колея передняя/задняя, мм 1459/1467 1453/1461 1453/1461 1453/1461
Снаряжённая масса, кг 1090 (1135)* 1165 (1190) 1165 1175 (1195)
Полная масса, кг 1380 (1425) 1455 (1480) 1455 1465 (1485)
Объём багажника, л 280 280 280 280
Двигатель
Тип бензиновый с непосредственным впрыском топлива бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом турбодизель
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16 16 16
Рабочий объём, см³ 1598 1598 1598 1995
Макс. мощность, л.с./об/мин 122/6000 184/5500 211/6000 143/4000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 160/4250 240 [260]/1600–5000[1730–4500]** 260 [280]/1850–5600[2000–5100] 305/1750–2700
Трансмиссия
Коробка передач механическая шестиступенчатая (автоматическая шестиступенчатая) механическая шестиступенчатая (автоматическая шестиступенчатая) механическая шестиступенчатая механическая шестиступенчатая (автоматическая шестиступенчатая)
Привод передний передний передний передний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые дисковые
Шины 175/65 R15 195/55 R16 205/45 R17 195/55 R16
Дорожный просвет, мм 139 139 139 139
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 204 (198) 230 (224) 240 216 (206)
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 9,0 (10,3) 6,9 (7,1) 6,4 7,9 (8,2)
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 6,9 (8,7) 7,3 (8,9) 9,4 5,1 (6,9)
— загородный цикл 4,6 (5,1) 5,0 (5,0) 5,8 3,9 (4,3)
— смешанный цикл 5,4 (6,4) 5,8 (6,4) 7,1 4,3 (5,3)
Норма токсичности Евро-5 Евро-5 Евро-5 Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 40 50 50 40
Топливо АИ-92–98 АИ-92–98 АИ-92–98 дизтопливо
* Для автоматической коробки передач.** В режиме overboost.

 

Техника

 

«Оксфордские близнецы» построены на платформе кабриолета Mini. У него изначально укреплённая силовая структура кузова, компенсирующая недостаток крыши. У кабриолета тоже есть поперечный усилитель за спинками задних кресел. И так же, как и в случае с родстером, в поперечину интегрированы дуги безопасности, страхующие при перевороте. Чего почти нет у кабрика, так это багажника.

 

Если бензиновый двигатель 1.6 с непосредственным впрыском и наддувом (слева) — совместная разработка BMW и Peugeot, то двухлитровый турбодизель N47 — чисто баварский. Но на Mini используется его не самая мощная версия. На других автомобилях BMW он развивает до 204 л.с. и 400 Н•м.

 

 

Тажке по теме
Август 27, 2013
MINI Clubman: Задавить жабу
Когда беру машину на тест, я не смотрю, сколько она стоит. Смотрю, только когда сажусь писать статью. Это приводит к любопытным ситуациям: можно за минуту разлюбить автомобиль мечты просто потому, что он стоит как два других автомобиля мечты. Или наоборот — сказать: «Этот отстой не так уж и плох, ведь его можно купить на сдачу». Но во время теста нужно, чтобы ничего нигде не квакало. Потому-то за пару дней с универсальчиком Mini Cooper S Clubman я так и не заглянул в прайс…  Clubman — это вроде как просто Mini, растянутый на 24 сантиметра. Всего на 24 или на целых 24? Да, по сравнению со своим дедушкой Clubman больше похож на пригородную электричку, к которой ...
Август 31, 2013
MINI Hatch: Назойливая букашка
Бывают маленькие назойливые насекомые, которые постоянно привлекают внимание. Они, вроде, не слишком заметны на лету, но ты не можешь спокойно реагировать, если они вертятся рядом. Так и хочется показать, кто здесь хозяин, размазав эту «козявку». Но есть среди них столь удалые, что поймать их не так просто. Такие маленькие, но такие быстрые... Всё, что я говорил выше, относится к MINI John Cooper Works. Эта «козявка» - головная боль всех спортивных машин, которым она встречается на пути. Разгон до сотни за 6,5 секунд и максимальная скорость 238 километров в час говорят о горячем темпераменте машины. Но пусть цифры не дадут сбить вас с толку, если кому-то они покажутся ...
Август 27, 2013
Машина беззаботных автомобильных передвижений
Машина для беззаботной автомобильной жизни. Не об этом ли мечтают некоторые из нас? Конечно, одни хотят с престижем, пафосом и прочей придуманной для себя ерундой добираться на автомобиле до работы, другие - использовать машину для семейных вылазок на дачу, третьи только и думают о том, как бы выбираться на ней на охоту или рыбалку. Но есть «минипиплы», которым просто до фени вся эта чепуха. Они беззаботно передвигаются со смыслом или без него, получая от этого удовольствие. Записывайте ингредиенты, необходимые для достижения аналогичного эффекта: маленькая машина с дизайном, как у Mini, кузов  кабриолет и коробка «автомат». Почему вам нужна маленькая машина? Компактные ...
Август 31, 2013
MINI Hatch: Евротур
Большой европейский тест MINI John Cooper Works протяженностью 3000 км проходил по территории шести стран. Столь длительное испытание позволило досконально изучить новый полугоночный автомобиль и выявить неведомые доселе особенности его характера. Тест-пилот Владимир Маккавеев, 31 год, автомобильный журналист, стаж вождения 12 лет, личный автомобиль - Ford Focus Короткими презентационными тест-драйвами сегодня никого не удивишь. Журналисты сотен автомобильных изданий со всего света стаями колесят по миру, меняя автомобили как перчатки. Но для того чтобы изучить эксплуатационные характеристики нового автомобиля, требуется более глубокое и продолжительное знакомство. Дабы составить мнение о ...