Автомобильные новости » Porsche
Отмечаем 50-летие Porsche 911 на 30 кадрах в секунду
Июнь 07, 2013
Отмечаем 50-летие Porsche 911 на 30 кадрах в секунду

История «девятьсот одиннадцатого» беспрецедентна. На свете больше нет модели, которая бы так медленно эволюционировала в пределах оригинальной концепции.

Наши тесты Porsche 911 сопровождаются весьма подробными ретроспективными врезками, и постоянные читатели Драйва хорошо знакомы с историей «неправильного» спорткара в общем и отдельных его модификаций в частности. Но самое любопытное — каковы классические Porsche в движении? Я отправился в Штутгарт на юбилейный тест-драйв и собрал для вас мини-фильм о нём.

 

Только бросим сперва взгляд на то, что было до «девятьсот одиннадцатого». Если его «прадедушка» — это народный автомобиль, Volkswagen Tип 1, известный как Жук, то «дедушкой» в заводском музее называют аэродинамичный Тип 64. По сути, тот же Жук, но с форсированным двигателем 1.1 и лёгким алюминиевым кузовом. Машина, способная развить 150 км/ч, носила имя Порше и готовилась к агитгонке Берлин — Рим, запланированной на 1939 год. А первый автомобиль собственно марки Porsche — это элегантный родстер 356, придуманный австрийским дизайнером Ирвином Комендой, работавшим вместе с Порше ещё с дофольксвагеновских времён. Первый прототип был построен на трубчатой раме, а у серийных родстера и купе 356 был несущий кузов. Кстати, чёрный 356-й, открытый музейщиками специально для нас, — личная машина Фердинанда Порше, подаренная ему компанией.

А с историей, если кто забыл, всё довольно просто. Появившись на публике в 1963-м, на протяжении первых 26 лет 911-й почти не менялся. Незначительное обновление интерьера и внешности на десятом году жизни не в счёт. Эволюция Porsche 911 — это прежде всего эволюция двигателя. C 1963 года по 1998-й компания совершенствовала оппозитную «шестёрку» воздушного охлаждения, наращивая объём, пристраивая к ней турбокомпрессоры, внедряя управляющую электронику...

Два литра, 2.2, 2.4, 2.7 — у «горячей» версии RS 1972 года, которая весила менее тонны. В 1974 году появился первый 911 Turbo (заводской индекс 930) c мотором 3.0 мощностью 260 л.с. Потом был 300-сильный 3.3... Затем воздуха стало не хватать, потребовалось жидкостное охлаждение. Почти 50 лет ушло на то, чтобы «девятьсот одиннадцатый» стал четырёхлитровым.

 

Этот 130-сильный автомобиль с двигателем объёмом 1991 см³ — из первых партий, 1964 года выпуска. Чтобы резво прохватить на нём сегодня, нужно сделать ему больно. Кстати, специалисты Porsche никак не договорятся между собой о том, сколько же было выпущено машин «нулевой» серии 901, пока фирма Peugeot не заявила свои права на этот индекс. В заводском музее считают, что около 80, а в фирменном реставрационном центре Porsche Classic уверены: не более шести.

Первая существенная модернизация шасси случилась в 1988 году: в задней подвеске модели 964 торсион был заменён традиционными пружинами. А в 1993 году у 993-го появилась актуальная по сей день многорычажка, собранная на легкосплавном подрамнике. Машина с принципиально новым кузовом дебютировала только на 35-м году жизни — то был Porsche 996 1998 года. Он и стал агрегатоносителем нового семейства моторов с жидкостным охлаждением. В наше время всё происходит более динамично: за последние 15 лет — уже второй новый кузов (у машины седьмого поколения с индексом 991). А чуть раньше появилась новая генерация модульных силовых агрегатов с непосредственным впрыском топлива.

 

Салон лаконичен, качественен, и в нём заметна дизайнерская идея, что не характерно для интерьеров той поры. Тогда этому не придавали такого значения, как сегодня.

Казалось бы, 911 — редкий автомобиль. Но по капельке — набегает море: за 50 лет выпущено свыше 820 000 911-х семи поколений. Небо над любимцем семьи Порше не всегда было безоблачным. В лучшие дни 911-е предлагались на выбор с четырьмя моторами в зависимости от модификации, а в конце 1970-х двигателей осталось всего два, и машину вообще собирались снимать с производства. Переднемоторные Porsche вроде 928-го казались более перспективными.

 

Очаровательные детали. В моторном отсеке ещё можно увидеть оппозитную 130-сильную «шестёрку». В современных Porsche под капотом можно только прочесть, какой двигатель спрятан в недрах машины. Трудно нащупать длинным рычагом нужную передачу: поперечные хода невелики, а механизм разболтан. Кассетная магнитола Mexico — лучшее, что могла предложить фирма Becker, поставлявшая приёмники для немецких брендов. Тахометр был с самого начала центром приборной композиции. Спорткар!

Все тревоги давно позади. Сегодня штутгартская марка немыслима без своего заднемоторного талисмана. Полувековой юбилей 911-й встречает в отличной форме: комфортный, драйверский, как никогда универсальный. На праздничном мероприятии к нашим услугам автомобили всех семи поколений. Но дорожные участки маршрута пришлись на две машины: таргу второго поколения 1981 года выпуска и полноприводный Porsche 964 прощальной серии 30th Anniversary 1993-го. От них осталось больше всего впечатлений, им посвящено больше слов.

 

Если и жалеть о чём-то после такой поездки, то о том, что нам не досталась Carrera Club Sport. Та, что легче, жёстче, быстрее... Было построено всего 340 штук! Трёхспицевый руль — это обычная Carrera. В салоне G-серии больше мягкого винила, но он по-прежнему выглядит немного кустарно. Это ощущение сохранится до конца 1990-х.

Особенно хорош почти новый 964-й с пробегом 2472 км. Благословенны те времена, когда 240 сил звучали богаче, чем нынешние 400. Сочный баритон стимулирует чаще пользоваться пониженными передачами и резче разгоняться. Привод переключения передач не до конца разработан, из-за этого тут самый приятный механизм за весь день. Все педали напольные: тормозная — с высоким усилием, регулирующим замедление при почти полном отсутствии хода...

 

Автомобили серии 964 (слева) и 993 — пример того, как при минимуме внешних изменений 911-й мог кардинально меняться технически. У синей машины задняя подвеска на косых рычагах, как у прародителя (только с пружинами вместо торсиона), а у красной — многорычажная.

Организаторы сделали широкий жест: пустили нас на территорию сверхсекретного исследовательского центра в Вайсахе. Местная жемчужина — многокилометровая испытательная трасса, имитирующая как дороги общего пользования, так и гоночный трек. Изощрённая конфигурация, перепады высот, тарированные неровности... Сколько раз я видел это место в фирменных видеороликах Porsche! Теперь мы снимаем тут сами.

 

Не сразу и сообразишь, где какое поколение. Слева — юбилейное купе 964 30th Anniversary Edition 1993 года. Справа — кабриолет серии 993. Минимализм 964-го до сих пор актуален.

На маленьком въездном пятачке трека царит суматоха. Порядок передачи машин из рук в руки умер, не родившись. В принципе любой журналист тут хочет одного — убить остальных и спокойно кататься на всём в одиночку. В перерывах между заездами я кое-как успеваю переставить камеру. Но наладить звук, разобраться с потоком информации, а главное, обуздать эмоции — это уже выше человеческих сил. Поэтому кое-где просто оставляю место для закадрового текста.

 

Targa — особая, ныне утраченная порода «девятьсот одиннадцатых». Страховочные дуги и элегантно выгнутые задние стёкла в конце концов уступили место панорамной крыше со сдвижной центральной секцией. Последняя настоящая тарга со съёмной крышей относилась к серии 964.
Кстати, Targa из семейства 993, вышедшая в ноябре 1995-го, была редкой птицей: собрано всего 4583 штуки.

Guided laps, езда паровозиком в праздничном варианте — это совсем не скучно. Никто никого не пасёт, отставших не ждут. Инструкторам самим в радость погонять. Если в связке с немцем хорошо проехал, он выходит и подбадривает, даже если ты всю дорогу провисел у него на хвосте в заносе. Если ты замыкаешь колонну, то волен сам регулировать свой темп. Хочешь — держи траекторию, хочешь — скользи. А на классике грех не поскользить!

 

Carrera 3.2 Speedster — большая редкость: немногим больше двух тысяч таких машин было выпущено в 1989 году. В основном — с расширенными задними арками (так называемый turbo look). От обычного кабриолета Speedster отличался крутым наклоном лобового стекла, которое можно было вовсе демонтировать для гонок. Боковые стёкла без фиксированных уголков убирались полностью, а облегчённая матерчатая крыша пряталась под пластиковым кожухом.

Это озорство на грани риска для жизни. Удивительно, до чего живые, игривые существа 911-е с «воздушниками». Сброс газа в вираже — всегда провокация заноса. Пусть не резкого, не страшного, но гасить его нужно точно, чтобы не допустить повторного колебания тяжёлой кормы-маятника. А вот резкое открытие дросселя на входе в поворот, напротив, может спровоцировать затяжной снос передней оси. Неоднозначно.

 

Революционный Porsche 996 1998 года. По-честному, история 911-го делится на до и после него. Эта машина лишена шарма классических машин, но ещё не так хороша на дороге, как современные Porsche. Зато сравнительно дёшева на вторичном рынке. В этом поколении дебютировала версия GT3, а моноприводный турбодьявол GT2 в 2000 году первым обзавёлся стандартными карбонокерамическими тормозами.

Наддувные версии представлены только машиной поколения 993. Звезда! Врождённая вёрткость этого семейства уравновешена стабилизирующим действием полного привода под тягой. Система с простенькой вискомуфтой в приводе передних колёс хорошо настроена и наделяет машину понятными, удобными реакциями. Если бы я выбирал себе классический «девятьсот одиннадцатый» — это был бы 993 Turbo...

 

Как дизайнерская работа интерьер «девятьсот девяносто шестого» мне не нравится. Слишком игрив. Но по исполнению это был качественно иной уровень для Porsche.

А потом вдруг 996 — весь такой навороченный, пластиковый. Тонко прорисованный и прецизионно собранный. И уже с совершенно иным, упрямым характером. Без вольностей под сброс газа. Скучновато... Затем 997 — уже лучше, живее. И дизайн ближе к классике по настроению. Но в 2013-м уже не торкает так, как торкало в 2004-м, потому что сегодня мы знаем: Porsche может быть ещё лучше. Остаётся несколько минут на треке, пора закрепить ощущения на новейшей Каррере серии 991. Самолёт. Ковёр-самолёт.

 

Что за цвета! Такое ощущение, что нынче гамму цветов подбирает компьютер, а раньше палитру составляли импрессионисты.

Обидно, что я так и не успел пообщаться с ветеранами. А ведь в Вайсах приехала элита! Петер Фальк не только участвовал в дорожных испытаниях оригинального Porsche 911, но привёл эту машину к её первому гоночному финишу на ралли Монте-Карло 1965 года. Став руководителем отдела дорожных испытаний, Фальк продолжал совмещать работу с гонками. Но в 1982 году спорт взял верх, и под руководством Фалька были созданы сверхуспешные спортпрототипы группы C Porsche 956 и 962. Две победы Porsche на Дакаре — это тоже Фальк!

 

Старики — такие старики! Петер Фальк (слева) и Ханц Мецгер — ярчайшие представители конструкторской школы Porsche. Надеюсь, они отметят ещё не один юбилей 911-го.

У Porsche 993 — его характер, поскольку в период с 1989-го по 1993-й Фальк возглавлял отдел разработки шасси. Именно этому 80-летнему инженеру и гонщику «девятьсот одиннадцатый» обязан многорычажной подвеской... А мотористу Ханцу Мецгеру уже крепко за 80. Это выдающийся двигателестроитель Porsche, создатель шестицилиндрового двигателя для оригинального 911-го и его наддувной модификации. Мецгера прославили и его гоночные моторы: они неоднократно побеждали в Формуле-1, Ле-Мане и американской серии CanAm.

 

Если коротко обо всём, то коротко не получится. На этот раз у меня вышла практически короткометражка. Запасайтесь попкорном!

Терпение и труд всё перетрут. Полвека спустя концепция спортивной заднемоторной машины не кажется спорной. «Девятьсот одиннадцатый» сегодня — нечто большее, чем Porsche. Он превратился в донора технологий для ещё нескольких спорткаров концерна Volkswagen. Хотя можно быть уверенным: таким «неправильным», заднемоторным останется только он один.

 

Тажке по теме
Июнь 06, 2013
Porsche готовит к продажам гибридный 918 Spyder
875 лошадиных сил будет развивать гибридный суперкар 918 Spyder, который готовит к продажам компания Porsche. Клиенты, оформившие предзаказы, получат первые машины уже осенью.  Серийный Porsche 918 Spyder сочетает электромотор и бензиновый V8 объемом 4,6 литра. Установка, агрегированная с роботизированной КПП, способна разгонять авто до первой сотни примерно за 3 секунды. Максимальная же скорость суперкара составляет 327 километров в час. Ранее компания Porsche планировала, что 918 Spyder будет 800-сильным. Однако разработчики все же решили увеличить мощность двигателя, чтобы "подтянуть" новинку поближе к конкурентам -McLaren P1 (963 л.с.) и Ferrari LaFerrari (916 л. с). Тех ...
Июнь 06, 2013
TechArt объявляет дизельную весну
Тюнинг-ателье TechArt на Женевском автосалоне 2013 представит свое видение дизельного Porsche Cayenne S. Немецкая тюнинговая компания TechArt представит на Женевском автосалоне 2013 свое видение дизельного Porsche Cayenne S. Программа настройки внешности кроссовера включает в себя новый спойлер на крыше, задний бампер с интегрированным диффузором, видоизмененные боковые юбки, передний бампер, состоящий из трех частей, с интегрированными воздухозаборниками, фары головного света и задние фонари. Также дизельные внедорожники TechArt Porsche Cayenne S получили многофункциональные фары дневного света, спортивную выхлопную систему и капот с вентиляционными отверстиями. Завершают облик дизельного ...
Июнь 06, 2013
Porsche Design презентовала эксклюзивный смартфон
Компания Porsche Design представила очередной смартфон, созданный в кооперации с BlackBerry. Модель P'9981 Gold отличается от своих аналогов эксклюзивной отделкой корпуса 24-каратным золотом. Всего будет изготовлено 25 экземпляров новинки, приобрести который можно будет в магазинах Porsche Design уже в июне нынешнего года. Все смартфоны P'9981 Gold получат уникальный номер BlackBerry PIN. Новинка использует процессор с частотой 1,2 ГГц, способна записывать видео формата HD, имеет встроенную память объемом 8 Гб и дополнительной карточкой Micro SD на 16 Гб. При желании объем памяти можно увеличить до 40 Гб. Напомним, что модель Porsche Design P'9981 в обычном черном корпусе получила престижную ...
Июнь 06, 2013
Показан швейцарский император на базе Porsche Cayenne
Швейцарское тюнинг-ателье FAB Design показало автомобиль Emperor II, созданный на базе Porsche Cayenne. Хотя швейцарские тюнеры из FAB Design представят свое новое творение в рамках предстоящего Женевского международного автосалона 2013, но некоторые подробности известны уже сейчас. Кроссовер, созданный на базе Porsche Cayenne, получил имя Emperor II. Швейцарцы заявляют, что силовой агрегат получит дополнительные 48 л. с. мощности и 80 Нм крутящего момента. В то же время, максимальная скорость увеличилась на 5 км/ч и составляет 257 км/ч. Разгон от ноля до «сотни» занимает всего 5,4 секунды. Все эти количественные изменения стали возможны благодаря новой выхлопной системе, измененным ...