Это сегодня марка Seat ассоциируется с «Audi Brand Group» и Volkswagen. А вот во времена, когда одни из нас еще даже не родились, а другие под стол пешком ходили, модели Seat был ничуть не лучше советской «копейки»! Почему? Да просто потому что Seat 124, Fiat 124 иВАЗ-2101 можно было отличить лишь по эмблеме на решетке радиатора...
До розвала Союза первые лица сильнейшего государства пытались всячески подобать Западу. Точнее, хотели представлять автомобили, разработки и достижения под видом советских, которыми они, по сути, не являлись. Сейчас это общеизвестный факт, а вот в 60-70-е за подобные высказывания могли не только обвинить в измене Родине, но и выслать в Сибирь. Причина проста – в СССР не могло быть как секса, так и места для «вражей» продукции. А все, что было «честно» украдено – то наше, добро советского товарища.
Историческое «воровство» состоялось в конце 60-х годов ХХ века, когда под видом помощи итальянской коммунистической партии в лице компании Fiat Советский Союз «одолжил» у иностранцев модель Fiat/Seat 124. Интересно, что прототип ВАЗовской «копейки» появился в год презентации Fiat’a – в 1966-м году. Правда, первый ВАЗ-2101 поступил в продажу в 1970-м году, тогда как “испанский” аналог сошел с конвейера двумя годами ранее. К слову, именно благодаря 124-й модели, которой поделился с Seat ее итальянский партнер и соакционер, испанский бренд смог занять почетное место в ТОП-10 европейских автопроизводителей. Правда, со временем Советы и Fiat неоднократно судились, потому что русский человек, как считали итальянцы, демпинговал и не соблюдал элементарные правила рыночной экономики. Но разве советское начальство беспокоили такие мелочи? Союз умудрился существенно удешевить некогда итальянско-испанскую машину и при этом повысить прочность кузова, а также улучшить качество отделки салона. Таким образом, в 1972-1977 годах советская модель конкурировала и успешно вытесняла Fiat и Seat 124 со своих же рынков!!!
Но в отличие от бизнеса по-советски, испанский бизнес предполагает развитие, а не только пожинание плодов. Поэтому, совершенствуя технологии, Seat достиг своего пика популярности в начале 1970-х годов. Тогда испанцам удалось в десятки раз увеличить экспорт своих автомобилей и показать небывалый прирост продаж, начиная с дня основания бренда (9 мая 1950 года). Обратите внимание на дату… Пока СССР праздновал День Победы и дорабатывал ставшую почти вечной “копейку”, испанцы шли дальше. При заводе был организован Департамент специальных автомобилей, который со временем вырос в отделение SEAT Sport. Первым спорткаром для народа стала модель Seat 127, которая была технологично похожей на 124-ю, но при этом обладала лучшими характеристиками и доступной ценой. Результат – в 1974-м году Seat выпустил 2-миллионный автомобиль в своей истории!
Как и в жизни человека, у автомобильных марок тоже бывают черные и белые полосы. А еще может быть то, где сейчас пребывает Украина… в этом же месте, где хоть раз был каждый из нас, оказался испанский концерн Seat. Впервые за 30 лет тесного сотрудничества, от него отвернулась марка Fiat. В 1980-м году итальянцы отказались вкладывать Seat, поэтому испанцы приняли решение о производстве новых моделей - Ibiza, Ronda,Malaga и Marbella. И хотя в некоторых из них прослеживаются черты Fiat, на самом деле все они были разработаны испанцами почти с нуля. Но без дополнительных капиталовложений, Seat оказался на грани краха, от которого его спас немецкий автогигант Volkswagen. 30 сентября 1982 года между компаниями было подписано соглашение о сотрудничестве, в результате которого совсем скоро на заводе Seat был налажен выпуск автомобилей Audi и Volkswagen. Тогда же итальянцы отпраздновали 5-милионный автомобиль, сошедший с конвейера испанского завода. Уже через 4 года Volkswagen приобрел 51% акций, увеличив свою долю до 75%. Но главное не это, а то, что руководство Volkswagen дало согласие, а главное – средства на развитие подразделения SEAT Sport. Так появился на свет спортивный болид на базе Seat Ibiza, который в мировом ралли FIA завоевал титул чемпиона мира и впоследствии дал испанской марке имидж производителя семейных автомобилей со спортивной ориентацией. Правда, с 1991-го года каждая из моделей Seat – переработанный Volkswagen. Ведь годом ранее немецкий концерн стал владельцем 99,9% акций Seat и в этот же год вышла первая испано-немецкая модель Seat Toledo. Довольно простенький седан создали на базе платформы VW Golf, а его цена почти не отличилась от стоимости “донора”. Это стало решающим фактором в успешности Toledo, который выпускался практически без изменений с 1991-го по 1998-й гг. Но это официально! Если говорить о реальных фактах, то в 2003-м году появилась на свет его китайская реинкарнация. Без каких-либо разрешений и лицензий ее по сей день выпускает марка Chery под названиями Amulet, Cowin, Windcloud и Flagcloud. Несмотря на внешнюю схожесть, проведенные в России и Украине сравнительные тесты Chery Amulet и Seat Toledo показали, что «испанец» 20-летней давности обладает лучшими ходовыми качествами. Мало кому известен и тот факт, что существует Seat Toledo и в кузове универсал…
Со времен первого Toledo, автомобили Seat изменились кардинально и сегодня не только конкурируют с ведущими производителями, но и пользуются популярностью у команд, выступающих в кузовных гонках WTCC. Конечно, боевые Леоны совсем не те, что сходят с конвейера, но тем не менее дизельные Seat’ы выигрывают у таких монстров автоиндустрии как BMW и Mercedes. Говорят, что в 2006-2008 годах сам глава Volkswagen Фердинанд Пих решил «приструнить» подопечного Seat, потому что тот со своими Seat Ibiza и Seat Leon на отдельных рынках начал вытеснять VW Polo и Golf. Результат - теперь цены на все новые автомобили Seat занимают почетное место между стоимостью VW и Audi. По сути они являются коктейлем из несколько устаревших технологий Audi и современных узлов VW, в который горячие испанцы добавляют горчинку и перчинку в виде доработанных моторов и более спортивной внешности. Это и делает модели Seat стильнее и “острее” консервативных “немцев”.
В Украине у испанского бренда открылось второе дыхание в 2006-м году и достигло своего пика в 2008-м году. В 2011-м модельная гамма Seat впервые за 2 года пополнится сразу несколькими абсолютно новыми моделями – Exeo и Leon New. Кстати, если Chery Amulet – это старый Seat Toledo, то Seat Exeo – предыдущая Audi A4. А сама Audi A4 не что иное, как хорошо переработанная VW Jetta, в свою очередь представляющая из себя более роскошную Skoda Octavia. Ну, а Octavia – это, по сути, VW Golf с багажником. Вот такая она современная унификация, которая занимает почетное место в иерархии Volkswagen, которому принадлежит не только Seat, но и такие легендарнейшие марки как Lamborghini и Bugatti. Но это уже совсем другая история, в которой, тем не менее, тоже есть место унификации...